Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote,
Дмитрий Горелышев
gdmitry

Category:

Книги за год

Традиционный уже пост о прочитанном.

Оливер Сакс «Нога как точка опоры».
Очередная книга Сакса, на мой взгляд, менее интересная, чем другие. Очень уж много он о себе, любимом. Хотя тема сама по себе интересная — нарушение связи с частью своего тела и последующее восстановление этой связи.

С.Г. Иванов «Реакционная культура: от авангарда к большому стилю».
Интереснейшая книга о взаимосвязи искусства с жизнью страны на примере сталинской России и гитлеровской Германии. В основном про архитектуру, но касается всего. Очень интересный, аргументированный взгляд на авангард и соцреализм. Плотность информации невероятная, воды нет вообще. Книга вышла малым тиражом, но найти можно.

Курт Воннегут «Добро пожаловать в обезьянник».
Сборник рассказов. Много остроумного, но все они в целом проще и площе, чем лучшие из его больших произведений.

Конрад Лоренц «Агрессия».
Очень интересно про механизмы поведения у животных и перенесение их на человека.

Рудольф Арнхейм «Искусство и визуальное восприятие».
О психологии восприятия произведений искусства. Суховато и длинновато написано, есть странности и нестыковки в обобщениях, но много интересных конкретных примеров.

Александр Ливанов «Спам Карабаса».
Третья книга Александра Андреевича. В этот раз всё перемешано между собой — тексты о рисунке, сами рисунки, воспоминания, афоризмы. И, как всегда, это увлекательно, полезно и пригодно для многократного чтения.

Герман Гессе «Магия книги».
Сборник эссе про чтение, книги и писателей. Про писателей самая интересная часть, немного напомнила прекрасные лекции Набокова о русской литературе. В сравнении с ними у Гессе местами многовато восторженной пустоты в текстах.

Пьер Франкастель «Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто».
Интереснейшая и очень трудная книга. Очень подробно и глубоко о связи времени и сюжета, события и композиции, ансамбля и детали, о проектировании картины.

«Гипотеза о мире, образная или любая другая, не может основываться на точном определении детали. Восходят от целого к элементам, а не от элементов к целому. Я не ратую за финальность, но убежден, что этот путь присущ всякой мысли, всякому организованному восприятию, то есть способности непосредственного постижения видимого в некотором порядке. Художественное творчество комбинаторно, реальность в нем не воспроизводится, но интегрируется. В этом легко убедиться на следующем примере: когда сегодня нам показывают увеличенные фрагменты реальности или художественных произведений, мы никогда не связываем автоматически, простым отношением, целое и часть. Увеличенные детали образуют новые ансамбли, и мы интерпретируем их с помощью новой мысли, нового прочтения, которое ведет нас новыми маршрутами».

И там же прекрасная цитата из Германа Кейзерлинга:
«Дух по сути своей коммуникабелен, и когда его выражение совершенно, не понять его нельзя. Ибо если его выражение совершенно, это значит, что он обладает объективной ясностью, а объективная ясность устанавливает необходимую связь между абстрактно поднятой проблемой и общими условиями познания. Но на практике то, что дух может сообщить, передать, не исчерпывается ясностью в интеллектуальном смысле: его коммуникабельность относится ко всякому типу связей смысла и выражения. И этому выражению свойственна, в самом широком смысле, воплощенная логика».
(И это пересекается со статьями Раушенбаха об иконописи, о которых ниже).

Помимо глубоких обобщений есть ещё и разборы частных примеров, очень интересных. Об историческом, культурном, идеологическом контексте, в котором создавались произведения. Для меня это был вообще новый взгляд на искусство Возрождения.


Жозе Сарамаго «Каин».
Пожалуй, самая слабая книга из читанных у него. Местами откровенная халтура.

Том Стоппард «Изобретение любви» и «Индийская тушь».
Отличные пьесы, но не дотягивающие до уровня «Берега утопии» или «Аркадии».

Оливер Сакс «Глаз разума»
Про нарушения зрительного восприятия, частичную и полную потерю стереоскопического зрения. Описывает свои собственные недуги, и недуги своих пациентов. Очень интересно, отличная книга. В отличии от «Мигрени», написана человеческим языком.

Н. Подгорская «Павильоны СССР на международных выставках»
Скорее не книга для чтения, но альбом с одноимённой выставки, прошедшей летом. Много уникальных фотографий и ручных подач архитектурных проектов. Текст скупой, но толковый, за исключением вступительной статьи. На эту тему очень рекомендую почитать книгу В.Шпакова «История всемирных выставок», вот там текст такой, что не оторваться.

Борис Раушенбах «Пристрастие».
Сборник статей учёного и философа, который является одной из самых значимых фигур в истории российской космонавтики. Сами статьи очень разносторонние по темам. Тут и подробное жизнеописание одного из пионеров космонавтики, Германа Оберта (местами очень интересное по фактам, местами крайне затянутое в обобщениях), и статьи о тысячелетии крещения Руси, четырёхмерном пространстве, перспективе в произведениях искусства, положении дел в мире и постсоветской России. Самая интересная и ценная для меня часть в книге — это статьи «Путь созерцания» и «Логика троичности» об иконописи. Несколько иначе, чем у Флоренского в «Иконостасе».
Tags: книги, текст
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments