Дмитрий Горелышев (gdmitry) wrote,
Дмитрий Горелышев
gdmitry

Categories:

О том, как прошёл мой интенсив в питерской студии «Пора рисовать»



В конце ноября по приглашению студии «Пора рисовать» я провёл в Санкт-Петербурге двухдневный интенсивный курс по рисунку.


Программа мероприятия была разделена на две смысловые части. Первый день был посвящён внимательному рисованию предмета, а второй — разнообразному рисованию модели. Работали по семь часов каждый день с небольшими перерывами, поэтому успели очень много. Исследовали возможности основных выразительных средств рисунка, линии и пятна, с помощью разнообразных заданий.

В первый день я попросил участников принести на занятие интересный и сложный предмет. Сначала я попросил группу нарисовать свои предметы так, как они умеют и как привыкли. Делаем общие выводы и фиксируем общие ошибки. После этого нужно было описать свой предмет словами, его основные качества, как можно более кратко и емко. Тут важно было не цепляться за мелочи, а идти от главного к деталям. Такой анализ предмета и вербальная фиксация выводов задаёт правильную последовательность действий при изображении чего-либо. После этого мы долго рисовали предметы с помощью одной только линии, неисправляемым материалом — ручкой или линером. Нужно было безо всякой разметки сначала представить предмет на листе, закомпоновать его части так, чтобы всё поместилось, потом продумать последовательность изображения частей предмета (от ближних к дальним), и только после того, когда сценарий действий готов, начать рисовать. Требовалось получить таким образом как можно более точное и детальное изображение объекта. Подлость задания в том, что одна неточность на любой стадии губит всю работу. Ребята сделали очень много вариантов рисунков по этой теме и добились отличных результатов.

Следующим шагом было рисование предметов только с помощью тона. Тут мы откладывали линейный инструмент в сторону и работали только пятном — кистью. Нужно было представить, что предмет освещён строго сверху, все расположенные горизонтально поверхности мы оставляли белой бумагой, без обводки. Работали двумя тонами туши — светлым проходили все части предмета кроме освещённых, а более тёмным расставляли акценты и обозначали падающие тени. Смысл в том, чтобы узнаваемое и достоверное изображение предмета сложилось из точно расположенных пятен правильной формы и тона. Это задание тоже делали сразу начисто, без разметки.

Заключительным заданием первого дня стало объединение двух тем в один лист — сначала внимательный контур, потом логичная светотень. Так мы получали выразительный и достаточно реалистичный рисунок.


Во второй день интенсива мы рисовали обнажённую модель. Перед тем как приступить к выполнению заданий я показал подборку работ разных авторов по предстоящим темам, объяснив на примерах основные принципы (тут можно скачать архив с этими рисунками).

Первым делом я снова предложил нарисовать группе модель так, как они привыкли это делать. После разбора основных ошибок на этих примерах мы перешли выполнению заданий, подобных тем, что делали с предметом — рисование только линией, рисование тоном и совмещением этих техник. Важно было понять, что любая фигура это тоже предмет, только более сложный, и рисовать его можно по тем же базовым принципам, главное не бояться и сознательно выбирать инструмент и последовательность действий на каждую позу.

Кроме того во второй день были и новые темы. Для внимательного изучения формы тела и его ракурса мы рисовали сечениями, это очень полезно для рисовальщика любого уровня (тут подробнее о задании). Для закрепления знаний о линии и пятне мы рисовали быстрые наброски, от пяти до одной минуты. Нужно было изобразить только необходимое, а не рисовать в привычном темпе. Последним же заданием и приятным бонусом после трудных технических упражнений стала аппликация. Задание само по себе очень непростое, но дающее автору бóльшую свободу действий, чем все предыдущие.















Остальные фотографии можно посмотреть тут.



Юля:

«Честно признаюсь, я не совсем, да что уж там, совсем не имела представления, куда я иду. Наверное единственная со всего интенсива, я просто шла рисовать. Тем сильнее мое впечатление от этих двух дней и от Дмитрия в частности. Ни один мастер-класс, не дал мне столько на выходе.
Я реально чувствую скачок в развитии ни только быстрого рисования натуры, но и в целом своего умения рисовать. Не знаю, пройдет ли это ощущение, но у меня действительно, как третий глаз открылся, я вижу линии и пятна , вижу передний и задний планы, вот смотрю сейчас на кошку и пониманию, как ее рисовать . Эх не проср.., не забыть бы все это.

Отдельно хочу сказать спасибо самому Дмитрию, не часто встречаются среди хороших художников талантливые педагоги.
Не смотря на тяжелую, нудную подчас работу на интенсиве, я все время была на подъеме. Дмитрий умел показать ошибки не унижая, всегда находил за что похвалить, был крайне интеллигентен и успевал уделить индивидуальное время каждому участнику. Спасибо огромное.

ПыСы Огромнейшее спасибо Асе за прекрасную атмосферу и уют Пора Рисовать и просто великолепной была натурщица Лена, настоящий профессионал».


Наталья:

«Когда ты варишься в своем рисовально-живописном соку используя одни и те же приемы и топчешься на месте, то нужно обязательно встряхнуть себя. Дмитрию Горелышеву удалось не только встряхнуть, но и перезагрузить. Включилась осознанность, и я поняла, что использовала какие-то шаблоны, заученные еще в институте, которые не способствовали живому рисунку, а главное восприятию натуры. Когда на интенсиве из-под нас выбили привычные "костылики"-схемы, тут-то и случилось очищение :) от старого и ненужного, появилось внимание исследователя к изображаемому, а еще вопросы: зачем, почему, для чего рисую. Это гораздо важнее, чем на автопилоте рисовать ножки-ручки-мышцы. Понравилось, как Дмитрий по ходу нашего рисования каждому подсказывал, какие ошибки из раза в раз совершаем или наталкивал на мысли как выпутаться из сложного ракурса, пояснял нюансы той или иной техники.

Формат рисования 2 дня по 7 часов почти нон-стоп для меня оказался очень полезным, потому что именно в стрессовой ситуации, когда приходится решать непривычные задачи и выходить из зоны комфорта, случаются озарения-открытия. Упражнения из программы интенсива буду практиковать (аппликация вызвала массу положительных эмоций). Большое спасибо за знания, которыми Дмитрий щедро делился с нами и за вдохновение! Ждем снова!

Спасибо Асе за уютную студию, было приятно поработать среди столь разных и интересных рисовальщиков, отдельная благодарность Лене, которая позировала нам (как же я не любила в институте обнаженку и как увлеченно рисовала Лену!)».


Алиса:

«Было очень здорово! Оказалось, что за два дня действительно можно много чему научиться: по-другому смотреть на вещи и более сосредоточенно рисовать. Казалось (особенно в первый день), что это интенсив по улучшению работы мозга, а не по рисованию, и это хорошо.
Дмитрий замечательный преподаватель – внимательный и спокойный. Чувствуется, что у него большой опыт объяснений – его советы всегда понятны, полезны и в самую точку.
Я бы даже ещё раз сходила)».


Лиза:

«Я очень рада, что принимала участие в интенсиве. Например потому, что теперь мне не выпустить из рук резак, я вспомнила как люблю аппликацию. Но это скорее вишенка на торте.
Обычно, когда учишься ты получаешь новую информацию, а тут мне было очень стыдно перед Дмитрием, что ему приходилось объяснять мне те вещи, которые я знала, но в ответственный момент они вылетали из головы. Когда я проматывала в голове эти два дня, сразу после их окончания, я поняла, что мне запомнились не нюансы, а какой-то легкий скрежет в голове, как-будто шестеренки чуть подвинулись, и их не вернуть назад, поэтому хуже я уже не смогу.
Я не то, чтобы поняла, а скорее осознала сколько практики мне нужно, чтобы прогрессировать с той скоростью, с которой я хочу. Было очень приятно, что Дмитрий, не переставая ходил и советовал нам, так что если можно было на секунду отвлечься, то можно было учиться не только на своих ошибках. Спасибо большое!»


Евгений:

«Во-первых, мне очень понравилось. Удалось привести в порядок какие-то свои представления: вещи, которые раньше нащупывал интуитивно, приобрели ясность. А о том, что рисунок должен быть доведён до конца, а не брошен, в какие бы дебри его не заносило, — мне никогда до этого не приходилось слышать.
Ещё я первый раз увидел такое доброжелательное и одновременно серьёзное преподавание».



Я сам очень доволен тем, как прошёл курс. Подобралась прекрасная группа, которая сделала гораздо больше, чем я ожидал. Отдельная благодарность Асе Александровой и студии «Пора рисовать» за отличную организацию, внимание к мелочам и уютное помещение. Если вы в Питере и хотите рисовать — обратите свой взор на эту студию. А я со своей стороны не исключаю возможности приехать туда снова с другой программой.
Tags: Кружок, Петербург, интенсив
Subscribe

  • (no subject)

    Вот вам ещё редкость. Блонди c Фриппом и панк-барабанщиком Блитцем играют кавер на Игги Попа. Качает знатно. А кто узнал гитарную партию в начале…

  • Arvo Pärt

    Писать тут особенно нечего, послушайте. Редко в «современной» музыке слышишь такую глубину, как «раньше». Этот диск, насколько я понял, своего…

  • Dälek - Ever Somber

    О роли диссонанса в музыке — если бы не это ржавое атональное глиссандо, был бы просто репчик. Прослушать или скачать Dälek Ever Somber…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments